Вы здесь

Координационный совет при Главном управлении обсудил реализацию Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Сибирского федерального округа

Одним из основных, обсуждаемых на заседании Координационного совета в столице Алтайского края, стал вопрос «Об итогах работы территориальных органов Минюста России по исполнению решения Координационного совета от 29.03.2013 года  «О состоянии работы по реализации Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Сибирского федерального округа».

С основным докладом по данной теме выступил начальник Главного управления Минюста России по Новосибирской области Александр Плотников. В докладе собрана статистическая и аналитическая информация, прослежены этапы реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» во всех 12 регионах на территории Сибирского федерального округа, отмечены существующие проблемы и возможные пути их решения.

Меры, принимаемые по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, являются сегодня одним из действенных механизмов по защите прав и законных интересов граждан.

Реализация в полной мере положений Федерального закона – основная задача и территориальных органов Минюста России и региональных властей. Эту мысль высказал на Координационном совете при Главном управлении и Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин:  «Думаю, принятые сегодня решения будут способствовать улучшению качества работы по взаимодействию с органами публичной власти в регионах и полному достижению тех целей, которые поставил глава государства перед Министерством юстиции России и которые решаем мы на региональном уровне».

Тем временем, участники Координационного совета после обсуждения основного доклада и обмена мнениями приняли несколько решений, в частности, - поручить всем 12 территориальным управлениям Минюста России, действующим в пределах Сибирского федерального округа провести повторную экспертизу действующих нормативных актов, регулирующих оказание бесплатной юридической помощи в соответствие с положениями статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2013 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и адвокатскими палатами обеспечить информирование граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи.

 ДЛЯ СПРАВКИ: По материалам доклада начальника Главного управления Минюста России по Новосибирской области А.И. Плотникова к заседанию Координационного совета при Главном управлении по вопросу:«Об итогах работы территориальных органов Минюста России по исполнению решения Координационного совета от 29.03.2013 года  «О состоянии работы по реализации Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на территории Сибирского федерального округа»: 


С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Вопрос о состоянии работы по его реализации на территории Сибирского федерального округа был вынесен на рассмотрение Координационного совета в марте текущего года.

С 2013 года территориальными органами Минюста России обеспечено проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

Как свидетельствует проведенный анализ, вопрос оказания бесплатной юридической помощи является достаточно актуальным. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Сибирского федерального округа проживают более 19 млн. человек, из них 3 млн. – малоимущие граждане, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума.

Как Вы знаете, Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах.

Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных юридических бюро и адвокатов. 

В регионах государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов. Кроме того, ими осуществляется организация деятельности участников государственной системы. Таким образом, фактическая реализация Федерального закона в субъектах зависит от деятельности региональных органов государственной власти, направленной на разработку необходимой нормативной правовой базы и принятие других организационных решений по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью.

 Результаты проведенного анализа показывают, что работу по реализации Федерального закона большинство органов государственной власти субъектов округа провели уже в 2012 году. Так, в данных регионах приняты основополагающие законодательные акты по регулированию вопросов оказания бесплатной юридической помощи, определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, установлена его компетенция, приняты иные подзаконные акты, выделены необходимые бюджетные ассигнования на финансирование оказания бесплатной юридической помощи.

В то же время в 3 субъектах округа законы приняты только в первом полугодии 2013 года и соответственно работа по их реализации начинается только сейчас (Республика Алтай, Алтайский край и Кемеровская область).

Более того, в Красноярском крае региональный закон не принят. В настоящее время идет обсуждение вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи и осуществляется разработка проектов нормативных правовых актов. Уполномоченный орган субъекта также не определен.

Органы государственной власти субъектов обеспечивают реализацию положений Федерального закона на региональном уровне путем создания государственных юридических бюро или привлечения к этой работе адвокатов. При этом субъекты осуществляют финансирование деятельности таких бюро и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов. Данное полномочие предполагает, что при формировании бюджета субъект Российской Федерации будет исходить из своих финансовых возможностей.

Анализируя работу основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, необходимо отметить  деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высказавших понимание необходимости продолжения деятельности федеральных казенных учреждений - государственных юридических бюро. На территории 2 субъектов округа, в Иркутской и Томской областях, Госюрбюро продолжили свою работу уже за счет средств бюджета субъекта. В данных субъектах на сегодняшний день Федеральный закон реализуется в полной мере.

В первом полугодии т.г. специалистами Госюрбюро бесплатная юридическая помощь оказана:

в Иркутской области – 1322 гражданам,

в Томской области – 1890 гражданам.

В Томской области бесплатная юридическая помощь также оказывается адвокатами (в первом полугодии т.г. – 17 обращений), оплата труда которых производится за счет средств областного бюджета по факту предоставления адвокатами необходимых документов.

В Иркутской области дополнительно заложены средства на компенсацию расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также финансовое обеспечение адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях.

 При рассмотрении деятельности тех регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты, в целом можно отметить, что в большинстве субъектов механизм оказания бесплатной юридической помощи адвокатами не действует в полную силу, за исключением Республики Тыва. В данном субъекте органом государственной власти оперативно приняты решения по организации адвокатами бесплатной юридической помощи. В т.г. бесплатная юридическая помощь адвокатами Республики Тыва оказана по 222 обращениям, из бюджета субъекта адвокатам перечислено 356 000 рублей из 700 000 рублей заложенных в бюджет.

В остальных субъектах механизм оказания бесплатной юридической помощи функционирует слабо, о чем свидетельствуют крайне низкие показатели по количеству случаев оказания адвокатами бесплатной юридической помощи и по размерам денежных средств, выплаченных адвокатам за оказанную помощь.

Так, по итогам т.г. бесплатная юридическая помощь адвокатами оказана:

в Республике Бурятия – по 55 обращениям из бюджета субъекта адвокатам перечислено 29 100 руб. (предусмотрено 580 000 руб.);

в Забайкальском крае – по 24 обращениям из бюджета субъекта адвокатам перечислено 22 440 руб. (предусмотрено 580 000 руб.);

в Новосибирской области  - по 58 обращениям, однако компенсация расходов адвокатам на сегодняшний день не произведена (предусмотрено 2 435 000 руб.).

В Республике Алтай, Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской и Омской областях бесплатная юридическая помощь адвокатами в первом полугодии т.г. не оказывалась.

В ходе проведенного анализа выявлены проблемы, препятствующих реализации Федерального закона в ряде субъектов.

Так, в Красноярском крае и Омской области при формировании бюджетов на 2013 год не предусмотрены денежные средства на финансирование расходных обязательств  субъектов на оказание бесплатной юридической помощи.

В Алтайском крае и Кемеровской области не заключены соглашения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта с адвокатской палатой об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Отсутствие соглашений в данных регионах не дает правовых оснований для оказания адвокатами бесплатной юридической помощи населению.

В Кемеровской области не определен порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также перечень документов, предъявляемых для ее оказания.

Исходя из положений Федерального закона, определение перечня и порядка предоставления документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. Для принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину необходимо иметь пакет документов, подтверждающих право на получение этой помощи. В некоторых регионах порядок сбора документов  для гражданина неоправданно усложнен. Вместе с тем, Федеральный закон не ограничивает право субъектов Российской Федерации использовать механизмы, упрощающие сбор документов.

В Новосибирской области необходимо обратить внимание на необходимость упрощения процедуры получения компенсации расходов адвокатов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в ряде субъектов, несмотря на урегулированность механизма оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, Федеральный закон не реализуется в должной мере. Как отмечают территориальные управления, основной причиной является недостаточное информирование граждан.

 В части, касающейся деятельности негосударственной системы бесплатной юридической помощи в Сибирском федеральном округе хотелось бы отметить, что она действует на должном уровне.

На сегодняшний день при ВУЗах созданы и действуют 42 юридические клиники. В первом полугодии т.г. студентами оказана бесплатная юридическая помощь по 3960 обращениям граждан.

Другим участником негосударственной системы являются негосударственные центры  бесплатной юридической помощи, которые могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 01.09.2013 в 6 субъектах округа функционируют 12 негосударственных центров:

по 3 – в Республике Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области;

по 1 – в Красноярском крае, Омской и Томской областях.

В заключении хотелось бы отметить, что Министерством юстиции Российской Федерации вопросу реализации Федерального закона уделяется особое внимание. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1293  образована Правительственная комиссия по вопросам реализации Федерального закона.

В ходе последнего заседания 25 сентября т.г. членами Правительственной комиссии были обсуждены результаты мониторинга и даны соответствующие рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая значимость реализации Федерального закона 28 октября т.г. Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе будет проведена  видеоконференция с участием представителей органов государственной власти субъектов, руководителей территориальных органов Минюста России, президентов адвокатских и нотариальных палат Сибирского федерального округа.

Полагаем, что обсуждение имеющихся проблемных вопросов подтолкнет региональные власти к более активной работе по реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

 

23 октября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).